?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Один из вопросов, который периодически задавался на некоторых вебинарах, - это вопрос о том, зачем использовать индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), если можно применять инвестиционный вычет по сроку владения (владеть ценными бумагами более трех лет и не платить НДФЛ при их продаже).

При этом под индивидуальным инвестиционным счетом здесь подразумевается конкретно ИИС с так называемым вторым типом вычета (или типом Б), в рамках которого операции, осуществленные на индивидуальном инвестиционном счете, освобождаются от НДФЛ. Напомню, что, в свою очередь, ИИС с типом А не позволяет избежать уплаты налога с прибыльных операций на ИИС, но дает возможность вернуть часть суммы ранее уплаченного НДФЛ по ставке 13%.

Предлагаю сравнить два этих инвестиционных вычета (ИИС со вторым типом вычета и вычет по сроку владения), чтобы понять, в каких случаях каким из них удобно пользоваться.

На что распространяется вычет

Вычет по сроку можно применить только к ценным бумагам, которые обращаются на российских биржах, и к паям открытых ПИФов российских управляющих компаний. При этом они должны быть приобретены после 1 января 2014 г.

В свою очередь, на индивидуальном инвестиционном счете можно осуществлять сделки с более обширным списком активов и инструментов. К примеру, это могут не только ценные бумаги, но и производные инструменты (фьючерсы, опционы).

Ограничения по сроку

Для того чтобы к ценной бумаге применить инвестиционный вычет по сроку владения, необходимо, чтобы она принадлежала инвестору более 3 лет. Т.е. после покупки ее нельзя продавать как минимум 3 года.

Чтобы воспользоваться вычетом на сумму прибыли, полученной от сделок на индивидуальном инвестиционном счете, данный счет тоже должен существовать не менее 3 лет. Но это относится именно к сроку открытия счета, а не к сроку владения ценными бумагами или иными активами на ИИС. Другими словами, в рамках ИИС можно покупать и продавать ценные бумаги когда угодно, не обращая при этом внимания на то, как долго они принадлежали инвестору. Для того чтобы избежать НДФЛ от операций на ИИС со вторым типом, срок владения ценными бумагами не имеет никакого значения.

Ограничения по сумме инвестирования

На индивидуальный инвестиционный счет можно внести не более 400 000 руб. в год. Соответственно, при использовании ИИС больше указанной суммы в рамках каждого года инвестировать не получится.

При этом для инвестиционного вычета по сроку владения никакого ограничения по сумме инвестирования, естественно, нет. При желании и соответствующих возможностях можно инвестировать сколько угодно средств (что через брокеров, что через управляющие компании ПИФов и т.д.).

Ограничения по сумме прибыли, освобождаемой от НДФЛ

Однако, что касается суммы прибыли, которая освобождается от уплаты налога, ситуация противоположная.

Для ИИС хоть и ограничена сумма инвестирования, но отсутствуют какие-либо ограничения по прибыли, с которой можно не платить НДФЛ. От уплаты налога освобождается вся сумма прибыли по операциям, осуществленным через ИИС со вторым типом.

В свою очередь, для инвестиционного вычета по сроку владения существует предельная сумма прибыли, в рамках которой предоставляется этот вычет.

Данная предельная сумма рассчитывается по специальной формуле, которая описана в подп. 2 п. 2 ст. 219.1 Налогового кодекса РФ. Суть этой формулы в том, что, чем дольше держать ценные бумаги, тем большую сумму прибыли можно освободить от налога.

При этом минимальная предельная сумма вычета (если держать ценные бумаги чуть больше 3 лет) составляет 9 млн. руб. Безусловно, это достаточно много. Но, если прибыль по итогам года, когда погашаются или продаются такие ценные бумаги, окажется выше 9 млн. руб., сумма превышения будет подпадать под НДФЛ.




Налог на купоны и на дивиденды

Ни один из рассматриваемых вычетов не избавляет от налога на купоны и налога на дивиденды. Что при инвестировании через обычный брокерский счет (с последующим применением вычета по сроку), что при инвестировании через ИИС,  налог на доход в виде купонов или дивидендов будет удержан еще до поступления денежных средств на счет инвестора.

Вывод денежных средств

С индивидуального инвестиционного счета можно вывести денежные средства только одним способом – при его закрытии. Соответственно, в этом случае придется продавать абсолютно все активы, находящиеся на ИИС.

В свою очередь, к примеру, при инвестировании через обычный брокерский счет (с последующим применением вычета по сроку), если существует необходимость вывести некую сумму денежных средств, можно просто продать какие-то отдельные активы, а не абсолютно все, как в случае с ИИС.

Как получить вычет

Оба вычета можно получить как через налоговых агентов (брокеров, управляющие компании), так и через налоговую инспекцию путем подачи налоговой декларации (если по каким-то причинам налоговый агент вычет не предоставил).

Вычет по индивидуальному инвестиционному счету (второй тип) будет предоставляться только при закрытии ИИС.  Для того чтобы налог с прибыли, полученной по операциям на ИИС, не был удержан, брокеру или управляющей компании, где открыт ИИС, необходимо представить справку из налоговой инспекции о том, что инвестор ранее не пользовался вычетом по ИИС с первым типом и не имел других действующих индивидуальных инвестиционных счетов.

Инвестиционный вычет по сроку владения будет предоставляться при продаже ценных бумаг и паев ПИФов, приобретенных, к примеру, через того или иного брокера и/или управляющую компанию. При этом налоговых агентов, через которых приобретались активы и которые, соответственно, будут предоставлять этот вычет, может быть сколько угодно. В отличие от вычета по ИИС, в рамках которого налоговый агент – это один конкретный брокер или управляющая компания, где и открыт действующий ИИС.

При этом инвестору для получения вычета по сроку не нужно совершать каких-либо действий. Налоговые агенты при продаже ценных бумаг и паев ПИФов, ранее приобретенных через них, должны самостоятельно рассчитать предельную сумму вычета и в рамках нее не удерживать налог с полученной от таких сделок прибыли.

Инвестору нужно будет проконтролировать расчет налогового агента, чтобы все было правильно. Правда, если вдруг окажется, что по итогам года общая сумма прибыли, полученная от сделок через нескольких налоговых агентов, которые при этом предоставили инвестиционный вычет по сроку,  превысила предельную сумму вычета, инвестору  нужно будет подать налоговую декларацию и доплатить НДФЛ.

Какой из двух инвестиционных вычетов выбрать?

Однозначного ответа на это нет. Прежде всего, ничего не мешает для разных ценных бумаг пользовать обоими этими вычетами.

К примеру, на обычный брокерский счет можно приобретать те ценные бумаги, по которым существует высокая вероятность того, что они не будут продаваться в течение хотя бы трех лет. И тогда для них можно воспользоваться инвестиционным вычетом по сроку владения.

А на индивидуальный инвестиционный счет можно приобретать другие ценные бумаги, которые, по мнению инвестора, по каким-то причинам придется продавать раньше. Например, если он изначально настроен на краткосрочные или даже на спекулятивные сделки.

Выбор в пользу ИИС также может быть сделан в связи с тем, что инвестор хочет иметь доступ к большему перечню активов (т.е. не только к ценным бумагам).

При этом если инвестор применяет пассивную стратегию инвестирования с регулярной ребалансировкой, использование индивидуального инвестиционного счета также может оказаться более выгодным. Особенно, если инвестор осуществляет ребалансировку не с помощью внесения новых денежных средств в портфель, а путем продажи части приобретенных ранее активов и покупки новых. 

В свою очередь, отказ от инвестирования через ИИС может быть вызван тем, что инвестор планирует вкладывать сумму более 400 000 руб. в год. Либо же, к примеру, если он хочет инвестировать не в ценные бумаги через брокера, а в ПИФы. Учитывая, что с приобретением ПИФов на ИИС есть определенные сложности, использовать индивидуальный инвестиционный счет в этом случае будет не очень удобно.

Таким образом, выбор типа вычета будет зависеть от инвестиционного портфеля, индивидуальной ситуации и желаний конкретного инвестора.



* * *

Ближайшие вебинары:

13 – 14 апреля
«Налоги для частного инвестора» - вебинар о том, в каких именно ситуациях российский инвестор сталкивается с вопросами налогообложения и как можно оптимизировать налоги при инвестировании в России и через зарубежных финансовых посредников




МЕТКИ:

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
google_or_0
Apr. 11th, 2016 06:41 am (UTC)
Как всегда, предельно информативно и понятно. Спасибо!
etf_investing
Apr. 13th, 2016 05:28 am (UTC)
Спасибо!
it_fila
Apr. 12th, 2016 12:50 pm (UTC)
скажите, что подразумевается под приобретением ценных бумаг?
правильно понимаю, что если получил акции по договору дарения, то налоговый вычет по сроку владения действовать не будет?
etf_investing
Apr. 13th, 2016 05:30 am (UTC)
Нет, инвестиционный вычет будет и в этом случае, если Вы продержите данные акции более 3 лет после их получения по договору дарения
it_fila
Apr. 13th, 2016 05:37 am (UTC)
Есть какая-то норма закона, которая это допускает?
В отделении брокера сказали, что платить НДФЛ придется и вычета не будет.
etf_investing
Apr. 13th, 2016 06:46 am (UTC)
Спасибо за вопрос. Интересная ситуация.

Вообще, в статье 219.1 НК РФ просто указано, что вычет действует на ценные бумаги, приобретенные после 1 января 2014 г.

Т.е. получается, что брокер в данном случае считает, что ценные бумаги, полученные по договору дарения, не являются приобретением с точки зрения статьи 219.1 Налогового кодекса.

(либо же, как вариант, возможно, они не соответствуют требованиям ст. 219.1 НК - получены до 1 января 2014 г. или не являются ценной бумагой, торгуемой на российской бирже/паем открытого ПИФа).

С другой стороны, прямого указания на то, что данный вычет не распространяется на договор дарения в этой статье тоже нет.

Попробую поискать какие-нибудь разъясняющие письма, но, боюсь, их еще нет.

На мой взгляд, в подобных ситуациях лучше подождать того момента, когда этот трехлетний срок уже подойдет, потому что пока у брокеров просто нет практики предоставления этих вычетов. И в 2017 г., когда пойдут первые случаи использования этих вычетов, какие-то спорные вопросы прояснятся.

Сходу нашел только мнение Московской биржи по этому вопросу (http://moex.com/s188 - 4 вопрос внизу страницы - вычет предоставляется). Но это, конечно, не нормативный документ.

В крайнем случае, можно будет потом попытаться получить данный вычет не через брокера (если он все же удержит налог), а через налоговую инспекцию, подав налоговую декларацию и подтверждающие документы.
it_fila
Apr. 13th, 2016 07:26 am (UTC)
Большое спасибо за развернутый ответ.
Значит, есть надежда, что получится избежать налогообложения в принципе, а не только возвращением НДФЛ с покупкой недвижимости или т.п. Ждем 2017 года, будем посмотреть.
michael gira
Apr. 13th, 2016 09:02 am (UTC)
А если продержать ценные бумаги на ИИС, получить первый тип вычета, а потом закрыть этот ИИС и перевести бумаги на обычный брокерский счет и продержать их там три года: можно ли тогда будет получить вычет по сроку владения?
etf_investing
Apr. 15th, 2016 03:55 pm (UTC)
Вообще, на данный момент конкретный порядок того, что будет происходить при закрытии ИИС не путем продажи ценных бумаг и вывода денежных средств, а путем перевода этих ценных бумаг с ИИС на обычный брокерский счет, не прописан (в т.ч. не совсем понятно, можно ли так будет делать в принципе).

И, соответственно, следующий спорный вопрос - каким образом будет применяться вычет по сроку владения к тем ценным бумагам, которые были выведены с ИИС на обычный брокерский счет.

Поэтому здесь, опять-таки, придется подождать 2018 г., когда будут закрываться первые ИИС, и уже на практике станет понятно, как все будет происходить.

Но все эти спорные вопросы в большей степени актуальны для той ситуации, когда с помощью вывода ценных бумаг будет закрываться ИИС со вторым типом вычета (по которому налог при закрытии не удерживается).

Если же закрывать ИИС с первым типом вычета (по которому налог в любом случае будет удержан), то ничего не мешает продать ценные бумаги, вывести с ИИС денежные средства и уже на обычном брокерском счете на эти средства купить нужные ценные бумаги и продержать их три года, чтобы не платить налог.
contravel
Apr. 14th, 2016 06:07 pm (UTC)
гораздо интереснее другой вопрос..
а именно: допустим выбран вычета "А".
Год проторговали на обычном брокерском счете, получили прибыль, вывели, заплатили НДФЛ.

И вот судя по духу закона, на следующий год можно заявить к возврату сумму, уплаченную по НФДЛ. Подразумевается зарплата. Но ведь и продажа ценных бумаг - это тоже источник возникновения НДФЛ, да еще с тем же 13%.

Помнится, несколько лет назад налоговики отмахивались - говорили - вычет не прокатит, ибо в законе вычет на 13% налог, а у вас - 9%.

Сейчас то как?

Задавал вопрос двум самым крупным брокерам (через представителей) - получил противоположные ответы и комментарий - все еще изменится.


etf_investing
Apr. 15th, 2016 03:26 pm (UTC)
Re: гораздо интереснее другой вопрос..
Вычет по ИИС с типом "А" можно применить к любому доходу, с которого удерживается налог по ставке 13% (единственное исключение - это дивиденды, налог по ним никак не уменьшить и не вернуть).

Поэтому, если была получена прибыль на обычном брокерском счете от продажи ценных бумаг, с которой брокером был удержан налог, то по итогам данного года можно подать налоговую декларацию (приложив к ней документы, подтверждающие зачисление средств на ИИС и удержание налога брокером с обычного брокерского счета) и через налоговую инспекцию получить возврат уплаченного НДФЛ.
Женя Ннн
Apr. 26th, 2016 01:28 pm (UTC)
Вопрос, например я купил неправильный пай индекса акции, через год оценил и захотел обменять его на другой, получается факт продажи. То есть придется платить налог, это плохо. Возможен обмен без налога? глупый вопрос конечно, но хочу убедиться в правильном понимании налогов. Разве не бывает, что большинство новичков попадает в ситуацию с неправильно выбранными паями в начале. Неужели все так плохо и нет выхода из такой ситуации?
etf_investing
Apr. 27th, 2016 06:01 pm (UTC)
Если Вы будете осуществлять обмен (не продажу!) паев одного ПИФа на паи другого ПИФа этой же управляющей компании, то никакого налога при этом возникать не будет.

Более того, при обмене не будет прерываться и срок нахождения паев в собственности. Т.е. если Вы владели 3 паями одного ПИФа, через год их обменяли на 1,5 пая другого ПИФа, то, если продержите эти 1,5 пая нового ПИФа еще два года, при их продаже сможете воспользоваться инвестиционным вычетом по сроку владения, т.к. срок владения паями первого ПИФа (до обмена) будет также учитываться.

Об этом прямо сказано в подп. 3 п. 2 ст. 219.1 НК РФ.
Женя Ннн
Apr. 28th, 2016 03:48 pm (UTC)
и про etf, касается я так понимаю тоже. Пример смена etf финекса-золота на финекс-китай, то налога нет. И по аналогии зарубежными etf-ками обмен между продуктам одного создателя etf. Могу менять без налогов?
etf_investing
Apr. 29th, 2016 02:29 pm (UTC)
Не совсем так.

Операции обмена паев доступны только у ПИФов. У ETF такого нет, для них действуют такие же правила, как и для акций.

Т.е. сначала придется продать на бирже паи одного ETF, а затем следующей сделкой купить паи другого ETF. При этом при продаже паев ETF может возникнуть налог.
Женя Ннн
Apr. 29th, 2016 03:31 pm (UTC)
Эх все таки оказалось все плохо как я и думал. Спасибо за ответ
Женя Ннн
May. 8th, 2016 11:08 am (UTC)
Наверно единственное решение покупать etf на российской бирже(а это по ходу дела тока финекс) и только после 3 лет продавать и покупать другие etf. И налогов не будет в итоге. Ошибки исправлять свои раз в 3 года, если ошибся.
Victor Gleim
May. 9th, 2016 08:40 am (UTC)
Сергей, у меня базовый вопрос по операциям на ИИС. Случай продажи части активов, находящихся на ИИС, с сохранением полученных денежных средств на ИИС не считается закрытием счёта? Начисляется ли НДФЛ на результат такой продажи, если все средства в итоге потом тратятся на покупку новых активов на ИИС? Иными словами, можно ли производить ребалансировку активов на ИСС без каких-либо затрат?
etf_investing
May. 13th, 2016 11:30 am (UTC)

Продажа активов на ИИС не считается закрытием счета, т.е. можно без проблем сколько угодно продавать и покупать активы в рамках ИИС.

При этом, если у инвестора ИИС первого типа (с вычетом на взносы), то результат каждой продажи активов будет учитываться при расчете НДФЛ. Пока ИИС не закрывается, никакие налоги удерживаться не будут, и можно осуществлять ребалансировку без необходимости платить налоги.

Но когда ИИС первого типа будет закрываться (т.е. с него будут выводиться средства), всю сумму налога, рассчитанного за весь срок действия ИИС, придется заплатить.

Этого можно избежать, если открывать ИИС второго типа, но тогда, соответственно, не получится воспользоваться вычетом на взносы.
Victor Gleim
May. 21st, 2016 08:32 am (UTC)
Спасибо за ответ! Ещё хотел бы уточнить про расчёт НДФЛ. Как я понял, финансовый результат по операциям на ИИС осуществляется по итогом года. Но значит ли это, что налог будет определён, исходя из разницы в стоимости активов на конец и начало года? Или всё же каждая операция (т.е. полученная прибыль от неё) на ИИС в течение года учитывается при подсчёте НДФЛ?
etf_investing
May. 25th, 2016 11:35 am (UTC)
Да, по итогам года будут суммироваться прибыльные и убыточные операции, после чего будет определен финансовый результат (прибыль или убыток) в целом по году.
le9i0nx
Dec. 18th, 2016 02:45 pm (UTC)
А возможен ли такой вариант?
открываем иис-а вносим какую то сумму каждый год и через 3 года закрываем
и уже открываем иис-б
etf_investing
Dec. 20th, 2016 11:24 am (UTC)
Да, возможен, только нужно помнить, что если за три года использования ИИС с типом А накопится сумма более 400 000 руб., то всю ее разместить на новом ИИС с типом Б не получится, т.к. будет действовать стандартное ограничение на пополнение ИИС в размере 400 000 руб. в год.
le9i0nx
Dec. 20th, 2016 12:17 pm (UTC)
Вопрос не потеме
Насколько я знаю если открываться у Американского брокера то с дивов берётся налог 10% в пользу США.
Теперь вопрос берётся ли 13% Россией с оставшихся 90% дивов?
etf_investing
Dec. 23rd, 2016 12:33 pm (UTC)
В России нужно заплатить налог 13% со всей суммы полученных дивидендов. Однако сумму налога к уплате в России можно уменьшить на ту сумму налога на дивиденды, которая была удержана за рубежом. Другими словами, если в США удержали 10%, то в России нужно будет доплатить оставшиеся 3% во всей суммы полученных дивидендов.
( 25 comments — Leave a comment )

ПОДПИСКА НА БЕСПЛАТНУЮ РАССЫЛКУ

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow